- 6+
Д.Батин"Малахитовая шкатулка"опера-сказ
Дмитрий Батин «Малахитовая шкатулка» — опера-сказ +
по мотивам произведений Павла Бажова
Дирижёр-постановщик — Эдуард Нам
Режиссёр-постановщик — Иван Фадеев (г. Москва)
Художник-сценограф, художник по костюмам — Елена Соловьёва
Хормейстер-постановщик — Татьяна Пожидаева
Премьера спектакля состоялась в октябре 2014 года
«Малахитовая шкатулка» – главная книга самобытного уральского писателя П. Бажова. В ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь, в которой он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…
Если Сказ – это эпический жанр, то «Малахитовая шкатулка представляет собой яркий образец эпической оперы особого рода – оперы-сказ.
Для оперы подобного жанра, как и для литературного сказа свойствен размеренный повествовательный тон, замедленное, плавное течение действия, а значит и эпически замедленные темпы.
В создании сказочной атмосферы оперы композитор Дмитрий Батин опирался на традиции Н. Римского-Корсакова, сопоставление двух миров – фантастического и бытового. Очень важна в этих случаях роль оркестра, равноправного комментатора событий.
Сочетание фантастического и реального подчёркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты.
Но, в отличие от Римского-Корсакова, у Бажова, а, следовательно, и у композитора Д. Батина уклон идет в сторону быта.
Детально описаны судьбы людей из народа, жестокое и несправедливое отношение к крепостным. Сказочность в музыке оперы достигается выразительными тембровыми средствами. Важно отметить, что заметная роль в спектакле принадлежит оркестру, в котором используются инструменты, отражающие и создающие сказочную атмосферу – вибрафон, флексатон, челеста. Финал спектакля – настоящее единение актёров и зрителей. В эпилоге хор исполняет гимн уральской земле.
Своеобразной оказалась мысль режиссёра и балетмейстера-постановщика рассказать историю Малахитовой шкатулки языком богатого пластического рисунка. Хореография спектакля органично сплетена с музыкой и словом. В спектакле нет танцев, не работающих на содержание, нет случайных вставных эпизодов.
В опере звучит современный музыкальный язык, речь спектакля характерно-бытовая, что хорошо воспринимается публикой.
Важно отметить яркие роскошные костюмы всех персонажей без исключения. Сказочно красивые декорации создают особую «зримую ауру».
Огромную роль в спектакле играет свет, благодаря которому вся сцена сияет, искрится, сверкает. Этот сказочный дух завораживает. Зритель становится частью всего этого волшебства. Музыка, декорации, костюмы, игра актёров сливаются в единый поток чувств и эмоций и глубоко проникают в души зрителей.
Действующие лица и исполнители:
Степан — Никита Федотов
Настенька — Оксана Сычёва
Хозяйка медной горы — Лариса Цыпина
Танюшка — Екатерина Чебыкина
Заводский приказчик — Дмитрий Кортлюков
Жена приказчика — Эльза Тимербаева
Барин Турчанинов — Александр Семивражнов
Государыня — Светлана Жинжикова
Крепостные парни и девушки, рабочие, фрейлины
(артисты хора и девушки, рабочие фрейлины).